Первоначально созданный бывшим креативным директором Nike Питером Муром (тем же, кто разработал Jordan I), Dunk был задуман как естественное развитие Air Force 1, дебютировавшего за три года до этого. Имея сходство как с Jordan I, так и с Nike Terminator, верх отличался тонкими изменениями, своего рода золотой серединой между двумя вышеупомянутыми силуэтами. Хотя его часто называют предшественником Jordan I, на самом деле Dunk был выпущен немного позже первоначальной модели Jordan, которая была лично разработана, чтобы убедить самого Джордана подписаться с галочкой. Поскольку последние были созданы на основе Nike Legend - в то время самых успешных баскетбольных кроссовок Nike - они не особо выделялись среди остальной линейки Nike.

Первоначально названные College Color High, кроссовки случайно совпали с 40-й годовщиной «первого» слэм-данка, что привело к изменению названия в последнюю минуту. Фактически, самым запоминающимся аспектом кроссовок была их дебютная маркетинговая кампания. В преддверии выпуска обуви Nike запустила ставшую культовой коллекцию «Будьте верны своей школе», одну из самых эффективных (хотя и неожиданных) рекламных объявлений в зарождающейся на тот момент истории бренда. Как следует из «College Color», Nike Dunk был разработан как обувь для баскетбольных команд колледжа. Идея была проста: спонсировать успешные команды колледжей первого дивизиона и предоставить игрокам кроссовки разного цвета, а затем продавать ту же обувь в соответствующем кампусе, чтобы фанаты могли соответствовать звездным игрокам своей школы. Такие команды, как UNLV, Мичиган, Сент-Джонс, Сиракузы, Айова и Кентукки (среди прочих), все получили статус «Будьте правдивы». Это был потрясающий успех. Данки особенно хорошо зарекомендовали себя среди молодых мужчин, которые обожали их смелую студенческую расцветку, что в то время было редкостью.

В середине-конце 80-х данк был фаворитом, но, учитывая взрывной рост популярности баскетбола и возобновление внимания к технологическим инновациям в индустрии кроссовок, данк быстро устарел - больше не подходил для корта. Тем не менее, они остались надежными повседневными кроссовками, в которые в течение следующего десятилетия были внесены незначительные изменения, включая нейлоновый язычок для уменьшения веса, более короткий голенище и увеличенную толстую галочку.

Между прочим, эти изменения сделали обувь еще более привлекательной для совершенно отдельной аудитории - скейт-сообщества. Еще в 1986 году Данки были замечены в роликах, посвященных скейтбордингу, в первую очередь членов экипажа SHUT Skates из Нью-Йорка в Айове Данк Хис, а к началу 90-х годов многие из самых известных фигур скейт-сообщества - от Z-Boys до Марка Гонсалеса - катался бы в данксе. Хотя «Данкс» стал синонимом фигур, формирующих скейт-сцену, потребовалось более десяти лет, прежде чем Nike смогла успешно проникнуть в отрасль.

В 1999 году, спустя 14 лет, Nike, наконец, впервые перевыпустила пакет «Будьте верны своей школе», добавив к нему ряд дополнительных цветовых решений. Из новых релизов, безусловно, наиболее заметным стал печально известный ныне «Wu-Tang» Dunk. На самом деле это всего лишь специальное издание Iowa Dunk с вышитой надписью «Wu W» на пятке, Nike изменила дизайн и создала 36 пар - ода важному альбому группы Enter The Wu-Tang (36 Chambers) - которые были подарены Ву. -Члены клана Тан и соратники. В конце концов, слух распространился и, учитывая невероятную редкость, родилась легенда. Сегодня эти туфли являются одними из самых ценных и востребованных данков на рынке и продаются за десятки тысяч долларов ... то есть, если вы можете их найти.

Расцвет кроссовых форумов, таких как NikeTalk, в начале 2000-х годов идеально совпал с ретроспективой Dunk. Многие из первых «сникерхедов» в первую очередь сосредоточились на сборе не только набора Be True, но и региональных эксклюзивов. Хотя эти географически ограниченные данки существовали пару лет, до зарождения форумной культуры, было почти невозможно узнать о них - не говоря уже о том, чтобы их купить, - если вы жили за пределами непосредственного района. Однако с нетерпеливыми коллекционерами, пишущими о каждом отдельном выпуске, покупка и торговля внезапно стали реальной возможностью. Даже релизы CO.JP (расцветки Dunk, эксклюзивные для Японии) внезапно стали заметны. Эксклюзивные товары CO.JP, отчасти возглавляемые самим крестным отцом японской уличной одежды Хироши Фудзивара, были настолько заманчивыми, что нетерпеливые фанаты буквально совершали поездки по всему миру, чтобы получить возможность выиграть пару, что позже получило название «кроссовый туризм». Во время этих поездок сникерхеды, естественно, ходили по магазинам, открывая и экспортируя самые известные бренды уличной одежды из стран обратно в Штаты.

CO.JP Dunks были не единственной связью кроссовок с уличной одеждой. В 2001 году Nike пригласила Stussy для первого в истории сотрудничества бренда Dunk. Пожалуй, на пике популярности Stussy была ведущим мировым брендом уличной одежды с магазинами в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Лондоне и Токио. В значительной степени под влиянием лондонской Gimme Five (в то время европейского дистрибьютора компании), дизайн был разработан основателем Gimme Five Майклом Копельманом, Саймоном Портером и креативным гуру Nike Фрейзером Куком. Доступные в трех цветовых решениях (два высоких и один низкий) и продаваемые исключительно в магазинах отделения, обувь была выпущена в течение двух недель, при этом каждому магазину было предписано продавать по 12 пар в каждой цветовой гамме в день. Стратегия выпуска создала беспрецедентный спрос и подготовила почву для золотой эры Nike Dunks.

В течение следующих нескольких лет известные модели от «Brazil» и «Celtic» Dunks до трех совместных Dunk High с Supreme помогли Dunk оставаться в центре сникерхед-культуры. К середине 2000-х, с возобновлением интереса к ретроспективам Jordan, Данкс начал давать сбои; несмотря на ретроспективы «Be True» в 2003 и 2012 годах соответственно, потребители по большей части потеряли интерес к силуэту. С другой стороны, его кузина, увлеченная скейтбордом, взорвалась.

В 2001 году покойная Сэнди Бодекер была назначена генеральным менеджером Nike SB, и перед ним стояла задача по модернизации скейт-бизнеса Nike. Хотя фигуристы носили Nike Dunks и Jordan Is в течение многих лет, Nike не удалось создать успешное подразделение скейтбординга. Решение Бодекера было простым: вместо того, чтобы искать совершенно новый силуэт, Nike вносил небольшие изменения в кроссовки, которые уже носили фигуристы. Он рассудил, что Nike следует реинжиниринг Dunk и создать версию специально для фигуристов. Хотя Бодекер и остальная часть команды SB по-прежнему основывались на баскетбольных кроссовках, они знали, что SB Dunk должны быть ориентированы на скейтбординг и прямо отражать скейт-культуру.

Чтобы воплотить это в жизнь, Бодекер привлек четырех фигуристов - Риз Форбс, Джино Иануччи, Ричарда Малдера и Дэнни Супа - в качестве лица Nike SB. Чтобы сделать SB пригодным для катания на коньках, к стельке была добавлена ​​набивка, чтобы уменьшить удар, в то время как подошва, изначально разработанная для твердой древесины, была заменена на более толстую резину, лучше подходящую для сцепления с липкой лентой. Однако наиболее заметным изменением стал «толстый язычок» SB вместо нейлона в оригинале.

Несмотря на техническую подкованность, Dunk SB по своей сути оставался Dunk, то есть цветовая гамма была всем. Самыми популярными кроссовками для скейтбординга в то время, такими как Emerica, éS, DC и Osiris, были широкие и громоздкие бегемоты. Как оказалось, создание обуви для скейтбординга, которая традиционно была красивой, было монументальным. В 2002 году Бодекер посетил местные скейт-магазины с новым серо-синим «I-95» SB Dunk Low. Кроссовки, названные в честь межгосударственного шоссе, по которому он ехал, наконец-то были выпущены в марте 2002 года после теплого приема и широкой поддержки гонщика команды Риз Форбс.

Для официального запуска SB Dunk Low Pro четыре оригинальных райдера Nike SB получили эксклюзивную расцветку данка. Этот рюкзак, получивший название серии «Colors By», был полностью предназначен для фигуристов. Каждая расцветка - предположительно прямое отражение соответствующего райдера - попала на форумы NikeTalk, и ветераны Dunk быстро впились в нее. В течение нескольких месяцев серьезные кроссовки начали посещать небольшие скейт-магазины, чтобы приобрести ограниченное количество SB Dunks. Одновременно Nike SB отказалась от совместных Dunks с Zoo York и Chocolate - знаковыми брендами коньков того времени - и, в конце концов, с Supreme. Supreme SB Dunks - первые кроссовки не-Jordan с принтом слона, которые стали последним образным кирпичиком в стене, и к сентябрю 2002 года каждый коллекционер Nike в игре был за ними.

SB Dunk более чем закрепил за Nike место в индустрии скейтбординга, ликвидировав разрыв между сникерхед-культурой, уличной одеждой и скейтбордингом. Хотя Supreme по-прежнему оставался скейт-брендом, с тех пор, как он открылся в 1994 году, панк и хип-хоп оказали ключевое влияние. Теперь Supreme не только позаимствовал у этих субкультур, выпустив премиальный SB Dunk, но и получил еще большее внимание. Оглядываясь назад, можно сказать, что это падение стало поворотным моментом в истории современной мужской одежды.

Хотя основные данки в значительной степени упали, на протяжении 00-х годов Nike SB Dunks были в центре культуры кроссовок. Мало того, что расцветки были распроданы, но и спрос был настолько велик, что последовали беспорядки, наиболее известные из которых были из-за печально известного «Pigeon» SB Dunk Low. Продано в розничном магазине Reed Space дизайнера и творческого сотрудника в Нижнем Ист-Сайде на Манхэттене, в день падения тысячи нетерпеливых покупателей наводнили улицы. Шумиха была настолько сильной, что каждому успешному покупателю требовалось сопровождение полиции, чтобы безопасно покинуть магазин. Бунт «Pigeon Dunk» стал не только знаковым моментом для SB Dunk, но и стал популярным в национальных новостях, и в основном он упоминается как момент, когда культура кроссовок стала мейнстримом. Внезапно некогда нишевая субкультура - коллекционирование кроссовок Nike - стала предметом домашнего обихода, и Nike Dunk оказался в центре внимания.

В течение следующих пяти лет Nike SB выпустил бесчисленное количество коллекционных данков, начиная от сотрудничества с художником-граффити Футурой (D.U.N.K.L.E.S) до дань уважения Guns 'n Roses. От неизданных Paris Dunks - самой дорогой пары на рынке - до трио "Bear" Dunks (вдохновленных историей Златовласки) с внешним мехом, мания SB Dunk процветала. Неизбежно появлялись магазины, чтобы поддержать растущий рынок вторичных товаров, и покупатели перепродавали пары, как редкие Джорданы.

Тем не менее, несмотря на заметные релизы в начале 2010-х годов, по какой-то причине рынок рухнул. Пары, которые всего за несколько лет до этого имели к 2015 году целые четырехзначные суммы, были по сути бесполезны. Будь то изменение вкуса или появление новых линий кроссовок (например, Yeezy), по какой-то необъяснимой причине обувь, когда-то считавшаяся «Граалем», больше не обсуждалась.

Достаточно интересно, что когда SB Dunks исчезли, основная линия Nike Dunks начала возвращаться. В 2015 году Nike перевыпустила несколько расцветок из набора «Будьте верны своей школе». В честь 30-летнего юбилея обуви этот ретро был непохож на предыдущие два, которые отличались необычными переработками, такими как «винтажная» кожа или гусеницы с тиснением под страусиной кожей. Напротив, этот новый урожай был почти полностью воссоздан по сравнению с моделями 1999 года, немного шире и короче, чем оригиналы 1985 года. Хотя они не смогли произвести большого впечатления, Nike Dunks внезапно оказались в центре внимания людей.

Год спустя Comme des Garçons Homme Plus представил на подиуме высокие кроссовки Dunk, представив черный / бирюзовый / белый цвет с прозрачным верхом из ПВХ. Они ни в коем случае не имели оглушительного успеха по сравнению с другими коллаборациями Comme des Garçons x Nike, хотя цена в 400 долларов могла быть серьезным препятствием. Тем не менее, появление на подиуме стало доказательством того, что после многих лет отсутствия актуальности Данкс был готов к возвращению.

Это было примерно в то же время, когда винтажные кроссовки начали серьезно развиваться. Поклонники устали от бесконечных ретроспектив и циклических циклов выпадения, и многие пытались отследить настоящих OG, в первую очередь Jordan Is 1985 года, но, кроме того, винтажных Dunks. От ‘99 “Будьте верны своей школе” Kentucky Dunks до A.P.C. Дунк, стильные мужчины вдруг стали гордиться кроссовками десятилетней давности. Конечно, силы, на которые следует обратить внимание, и вскоре все, от Вирджила Абло до Ким Джонса, начали охоту за этими винтажными силуэтами. В 2019 году Абло регулярно видел, как он раскачивает как Michigan, так и Syracuse Dunk, а его следующим коллаборацией Off-White x Nike стал, как вы уже догадались, Dunks. В частности, Абло использовал модели Dunk Low, вдохновленные расцветкой Be True, трио - UNLV, Michigan и Celtics - отличалось оранжевой системой быстрой шнуровки с эластичным шнуром, оранжевой биркой для подвешивания под галочкой и запатентованной пластиковой липучкой. Естественно, они имели огромный успех. Развивая ажиотаж, в следующем году Nike выпустила серию Dunk Low в цветовой гамме Be True, что совпало с 35-летием обуви. Хотя данк-кайф еще не появился, мы уверены, что они скоро появятся.

Как ни странно, спустя почти десять лет после обвала рынка SB Dunks снова стали желанными. Хотя ряд релизов за последние несколько лет помог восстановить имидж SB Dunk - включая последний SB Dunk Low «Lobster» в сотрудничестве с бостонским ритейлером Concepts, на самом деле именно Трэвису Скотту причитается большая сумма кредит. Известный поклонник SB, Скотт регулярно попадает в одни из самых редких SB Dunks, знакомя новое, молодое поколение поклонников с обувью, которую они в значительной степени упустили.

Скотт даже разработал эксклюзивный «Cactus Jack» SB Dunk в рамках своего продолжающегося сотрудничества с брендом, что является явным признаком его приверженности силуэту. Сейчас многие из самых желанных данков снова растут в цене, а обувь, которая в 2016 году стоила менее 100 долларов, продается за тысячи. Совпадение? Мы сомневаемся в этом.

Сейчас, когда Dunk отмечает 35-летие, он явно входит в пантеон великих игроков Nike. Хотя он, возможно, не заслуживает уважения своих предшественников, Dunk настойчиво и, сосредоточившись на цветовых решениях, сотрудничестве и избегая ненужных обновлений дизайна, он превратился из свежего в устаревший, в винтажный и обратно. Благодаря поддержке ряда заметных знаменитостей, полной поддержке Nike и возобновлению интереса к бэк-каталогу SB, волна Данка наконец-то пришла. На наш взгляд, это не могло произойти раньше.