Спортивные компании любят Олимпийские игры. Каждые четыре года они выходят на мировую арену, чтобы продемонстрировать новые продукты, и если спортсмены, носящие их, побеждают, они заявляют о своей победе вместе с ними. Это традиция, уходящая корнями как минимум в 1936 год, когда 22-летний американец по имени Джесси Оуэнс выиграл четыре золотые медали в обуви ручной работы с оригинально расположенными шипами, подаренными ему Адольфом Дасслером, который позже основал Adidas.

Nike и Олимпийские игры

С тех пор другие обувные компании стали привлекать к себе внимание, когда спортсмены добирались до медалей. На Олимпийских играх этого года в Токио ни одна компания не подготовила для этого такую ​​сцену, как Nike.

После всех споров по поводу марафонских кроссовок Vaporfly и Alphafly, которые, по мнению некоторых, работают настолько хорошо, что создают механическое преимущество, компания представила ряд новых продуктов, которые, по ее словам, улучшают производительность, включая следующую версию Alphafly. Достаточно ли их, чтобы заработать золото для спортсменов, которые будут их носить, еще неизвестно. Но они демонстрируют ведущую роль технологий и данных в создании спортивной обуви сегодня.

На июльских играх бегуны по легкой атлетике Nike получат две новые кроссовки. По словам Nike, они используют то, чему она научилась на своих марафонских кроссовках, для более коротких и быстрых гонок. Его гусеничный шип Air Zoom Victory будет иметь ту же пену ZoomX, что и марафонскую линию, вместе с пластиной из углеродного волокна, что, по словам Nike, представляет собой легкую обувь с наибольшей энергоэффективностью из всех созданных шипов. В передней части стопы находится то, что Nike называет подушкой Zoom Air, обновленная версия обычных «воздушных» подушек Nike, но со структурой в центре, которая удерживает ее в уплощенной форме, что, по словам Nike, обеспечивает лучшую отдачу энергии. Верх - это материал, который Nike называет Atomknit, более жесткая версия вязаного материала Flyknit, который, по утверждению Nike, лучше фиксирует стопу.

Atomknit также присутствует в другом новом трековом шипе Nike, Air Zoom Viperfly, кроссовке для спринтеров, в котором также используется пластина из углеродного волокна и вставка Zoom Air в передней части стопы.

Баскетбол и новые Zoom

Для баскетбола компания представляет Air Zoom BB, у которого есть две капсулы Air Zoom под подушечкой стопы. В области пятки поверх упругой пены Nike React расположена тонкая пластина. Nike говорит, что баскетболисты пробегают в среднем от трех до четырех миль за каждую игру, а обувь призвана помочь им оставаться бодрыми до конца.

Право на участие в марафоне

Не в последнюю очередь это новая беговая обувь для элитных марафонцев. Названный Air Zoom Alphafly Next%, он берет на вооружение Vaporfly, повышающий производительность, и «усиливает его на несколько градусов», - сказал Джон Хок, главный дизайнер Nike, на пресс-презентации новых продуктов в Нью-Йорке 29 января. Он содержит более широкую пластину из углеродного волокна, две стручки Air Zoom в передней части стопы, верх из материала Atomknit и еще более толстую подошву из пеноматериала ZoomX.

Nike Air Zoom Alphafly Next%

Nike представила свою олимпийскую обувь за два дня до того, как World Athletics, руководящий орган легкой атлетики, выпустила свои новые правила в отношении обуви, которую бегуны могут носить на соревнованиях. Они диктуют, что обувь должна быть коммерчески доступной не менее четырех месяцев, прежде чем ее можно будет использовать на соревнованиях, она может иметь не более одной встроенной пластины, а подошва не может быть толще 40 миллиметров. Выпуск Air Zoom Alphafly Next% запланирован на февраль, как раз к четырехмесячному периоду до Олимпиады, у него только одна пластина, и Nike заявляет, что высота подошвы соответствует пределу World Athletics, что делает ее подходящей. по заявлению компании.

World Athletics отреагировала на опасения, что обувь Nike дает несправедливое преимущество. Обувь, которую носят сегодня все ведущие спортсмены, оснащена упругими, стабилизирующими элементами, такими как жесткие пластины и эластичный пенопласт, но некоторые материалы могут работать лучше, чем другие. ZoomX, например, это название Nike для Pebax, пены, созданной химической компанией Arkema, которая, как обнаружила Runner’s World, обеспечивает гораздо лучшую отдачу энергии, чем другие на рынке. Упакуйте в него пластину из углеродного волокна, как это сделала Nike, и, похоже, это может иметь заметное значение для бегуна на протяжении марафона.

Эти продукты становятся все более технологически продвинутыми, отчасти потому, что их конструктивные возможности тоже развиваются. Nike заявляет, что для создания своей продукции для Олимпийских игр 2020 года она использовала данные и идеи, полученные в исследовательской лаборатории Nike Sport Research Lab, которая использует сканеры и датчики для анализа спортсменов в движении, предоставляя дизайнерам сложные цифровые модели. «Последние 50 лет всегда прилагались усилия, чтобы улучшить результаты спортсменов», - сказал Хок в интервью. «Сегодняшняя разница в том, что у нас есть невероятно глубокий набор данных. Мы можем изучать на молекулярном уровне подключение спортсменов, останавливать и изучать очень конкретные доли дюймов и пробелов, потому что, откровенно говоря, именно здесь выигрывают или теряют золотые медали ».

Истоки вафельниц

То, как такие компании, как Nike и ее конкуренты, создают спортивную обувь, изменилось до такой степени, что предыдущие попытки кажутся практически примитивными. Одна из основополагающих легенд Nike связана с соучредителем Биллом Бауэрманом, тренером по легкой атлетике в Университете Орегона и заядлым мастером по ремонту вещей, который заливал жидкий уретан в вафельницу, чтобы получить цепкий «вафельный протектор», который компания использовала для беговых кроссовок. В своих мемуарах Shoe Dog, другой соучредитель Nike, Фил Найт, который бежал от Бауэрмана в Орегоне, описал, как его бывший тренер наполнял бетономешалку измельченными шинами и различными химикатами в поисках идеального резинового материала для подошвы кроссовок.

Nike не гарантирует лидерство в этой гонке технологических вооружений. Другие компании, такие как Hoka One One и Saucony, также встраивают пластины в свою пропульсивную пену, чтобы дать своим бегунам преимущество. Позже в этом месяце беговая компания Brooks представит своего собственного конкурента марафонской обуви Nike. Реальным преимуществом Nike может быть то, что у нее более глубокие карманы, чем у ее конкурентов.

Поэтому цель этих новых продуктов - не просто привлечь внимание к Олимпийским играм. Он хочет интегрировать эти функции в другие товары, которые он может продавать обычным спортсменам. Этой осенью компания выпустит Air Zoom Tempo Next%, повседневную тренировочную обувь, в которой используются переработанные версии функций Air Zoom Alphafly Next%. Он будет иметь полноразмерную пластину из углеродного волокна, зажатую в пену ZoomX, с подушками Air Zoom, размещенными в передней части стопы.

Приведет ли какое-либо из этих нововведений к продажам - вопрос открытый. Лишь небольшая часть покупателей покупает обувь, рассчитанную на высокие эксплуатационные характеристики. В США, например, в прошлом году у крупных розничных торговцев самой продаваемой обувью были такие модели, как Nike Air Max 270 и Air Force 1 - кроссовки для повседневного использования чаще, чем для занятий спортом. Цена тоже имеет значение. Грядущие кроссовки для повседневных тренировок Air Zoom Tempo Next% будут стоить 200 долларов. По данным исследовательской компании NPD Group, в крупных розничных сетях США средняя цена мужской обуви Nike в США составляет около 76 долларов. В магазинах и на веб-сайте Nike она может быть выше, но для среднего потребителя 200 долларов по-прежнему слишком высоки.

Но эти рабочие характеристики также являются маркетингом для продвигающих их брендов. Это способ сказать: «Мы одеваемся как нельзя лучше, и если вы хотите быть на высоте, у нас есть обувь для вас».